Грядущие поправки в гражданском законодательстве

14.05.2012

Изменения подготовлены во исполнение указа президента Д.А. Медведева от 18 июля 2008 года «О совершенствовании гражданского законодательства», учитывают реалии гражданского общества, разработаны с учетом сложившейся судебной практики, в целях повышения инвестиционной привлекательности бизнеса для иностранных инвесторов, стабилизации гражданского оборота, снижения возможностей злоупотребления правом со стороны недобросовестных субъектов, исключение возможностей двойного толкования закона.

Евгений Бондаренко (управляющий партнер ООО «Юсконсалт») заявил, что в Госдуму РФ внесен законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 27.04.2012 года Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в Гражданский кодекс РФ.

Представляя документ на заседании палаты, советник президента РФ Вениамин Яковлев, подчеркнул, что разрабатывался он четыре года. «Новый кодекс обеспечивает преемственность действующего, который признан одним из лучших в Европе, и одновременно повышает его эффективность», - отметил он.

С учетом поправок предлагается практически новая редакция всех четырех частей Гражданского кодекса. Приблизительный срок вступления в силу изменений в ГК РФ - 1 сентября 2012 года. Вносимые изменения касаются многих общих и принципиальных положений российского гражданского права и в корне изменяют большое количество институтов гражданского права. Предлагаемые изменения затронут все слои гражданского общества, а также законодательства о юридических лицах, о вещных правах, об обязательствах (общие положения), о ценных бумагах и финансовых рынках, о международном частном праве, об интеллектуальных правах.

Отметим некоторые изменения:

1. Усиление контроля за юридическими лицами Проектом изменений в ГК РФ 2012 года предусматривается обязанность регистрирующего органа до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, проводить проверку достоверности предоставленных данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Такое нововведение принято, в первую очередь, для борьбы с «фирмами-однодневками», случаями регистрации организаций по паспортам лиц, фактически не имеющих к ним никакого отношения (так называемых подставных лиц), по фиктивным адресам и т.п.

Также предусматривается обязанность регистрирующего органа при изменении устава и включении данных в ЕГРЮЛ информировать об этом заинтересованных лиц, которым, предоставляется право направить свои возражения. Последствия таких нововведений для юридических лиц могут выразиться в увеличении сроков осуществления регистрационных действий. Это окажет положительный эффект для стабилизации экономики и наполнения бюджета, а для добросовестных организаций это повлечет дополнительные неудобства. Из текста законопроекта следует, что механизм осуществления регистрирующим органом проверочных мероприятий и взаимодействия с заинтересованными лицами, должен быть разработан в рамках внесения соответствующих изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц. Однако в настоящее время такой законопроект отсутствует.

 Помимо вышесказанного предусмотрен ещё ряд нововведений против злоупотреблений правом при создании и деятельности юридических лиц. Так, например, статьей 54 законопроекта установлено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения сообщений, поступивших по месту его нахождения, указанному в ЕГРЮЛ (например, налоговые уведомления, требования, решения, судебные повестки и т.д.), а также риск отсутствия в указанном месте своего органа или представителя, указанные сообщения, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.

Также законопроект вводит понятие аффилированных лиц (расширяя их список супругами и родственниками), а также лиц, контролирующих юридическое лицо. Причем перечень лиц, которые считаются контролирующими юридическое лицо, является открытым, это дает основания предполагать возможность субъективного и расширенного толкования этого понятия.

Проектом статьи 53.4 ГК РФ предусмотрена солидарная ответственность контролирующих лиц по обязательствам подконтрольной организации. Все вышепеечисленные положения, в совокупности с теми обстоятельствами, что вступили в силу статьи 173.1 и 173.2 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за незаконное создание (реорганизацию) юридических лиц и незаконное использование документов для образования (реорганизации) юридических лиц, показывает тенденцию усиления государственного контроля за юридическими лицами и призваны вывести из тени реальных владельцев компаний (бенефициаров).

2. Борьба с недобросовестными субъектами гражданских правоотношений Изменено понятие добросовестности, зафиксировано, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

3. Изменения положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах. В статье 48 «Понятие юридического лица» уточнен и юридический смысл понятия юридических лиц: они получают гражданские права и гражданские обязанности наряду с физическими лицами. Вводится деление юридических лиц на корпоративные (корпорации) и унитарные. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К таким относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. Это, в первую очередь, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.

Исключаются некоторые из существующих организационно-правовых форм, это общества с дополнительной ответственностью, ЗАО. Ввводится понятие публичных акционерных обществ. Изменения затрагивают и перечнь некоммерческих юридических лиц, а также правил о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Запрещено преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Допускается осуществление ранее невозможной смешанной реорганизации (реорганизация с одновременным сочетанием различных форм реорганизации; реорганизация с участием более двух юридических лиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам).

Статьей 53.1 предполагается ввести ответственность в виде обязанности по возмещению понесенных юридическим лицом убытков для руководителя юридического лица, коллегиального органа управления (совет директоров и др.) если доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

4. Изменение правил, касающиеся совершения сделок. Вводиться правило об обязательном нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом. При этом запись о государственной регистрации будет вноситься в реестр по заявлению любой стороны сделки, поданному через нотариуса. Из текста законопроекта следует, что нотариальное удостоверение сделок подлежит применению с момента введения в действие федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности. Хотя в настоящее время такой законопроект отсутствует. Вместе с тем пока не известны размеры государственной пошлины по нотариальному удостоверению сделок. Данные изменения направлены на упрощение процедуры по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, уменьшение нагрузки на органы по государственной регистрации, исключение манипуляций недобросовестных субъектов с недвижимым имуществом, одновременно с этим подобные меры потребуют повышения ответственности нотариусов. Вместе с тем решен давно имевший место в теории и практике спор о возможности или невозможности обеспечения обязательств по предварительному договору задатком, что фактически отражает сложившуюся практику при обороте недвижимого имущества, объектов долевого строительства. Предложенные поправки прямо указывают на такую возможность.

5. Пересмотрены положения, касающиеся недействительности сделок. Почти все статьи параграфа 2 главы 9 ГК РФ приведены в новой редакции: уточнены лица, имеющие право обращаться за защитой нарушенных прав; откорректировано понятие ничтожной и оспоримой сделок; даны подробные понятие и приведены основания для признания сделок ничтожными; установлен предельный срок для применения последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, - десять лет со дня начала исполнения сделки. Так, предполагаемые изменения затрагивают большой круг вопросов и определенной степени затрагивают различные сферы правоотношений. Внесение поправок в кодекс не ожидается простыми и легкими в виду их многогранности. Но эти изменения давно назрели, тем более в государстве, относящему себя к правовым.