Обсуждается проект внесения изменений в закон „О несостоятельности (банкротстве)"

12.03.2011

На заседании в Государственной Думе депутатами был обсуждён новый законопроект "О внесении изменений в федеральные законы „О несостоятельности (банкротстве)“ и „Об исполнительном производстве“. Внесение изменений касается вопросов сохранения стратегически важных организаций. Перечень организаций, включенных в число стратегических, утверждается Правительством РФ.

Законопроект предусматривает, какие именно организации могут быть включены в число стратегических. К ним относятся те ФГУП, ОАО, чьи акции являются федеральной собственностью, а также находятся в собственности государственных корпораций „Росатом“ и „Ростехнологии“ либо организаций, созданных данными структурами. Словом, тех организаций, задачей которых является производство продукции, а также выполнение работ с целью обеспечения обороноспособности государства, охраны нравственных ценностей, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Законопроект разработан с целью внесения изменений в порядок признания несостоятельности (банкротства) касательно стратегических организаций. Несостоятельность определяется путём сопоставления размера задолженностей предприятия и рыночной стоимости тех его активов, которые не являются составной частью единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) предприятия-должника.

Возбуждение производства по делу о финансовом банкротстве стратегической организации возможно только в том случае, если размер требований к должнику равен не менее, чем 5 миллионам рублей. Причём, обязательства по кредитам не выполнены в течение 6 месяцев с момента наступления той даты, которая была назначена как дата погашения задолженностей.

При рассмотрении дела о финансовом банкротстве стратегической организации к кандидатурам арбитражных управляющих предъявляются особые требования. Обязательным условием является опыт успешного рассмотрения дел о финансовом банкротстве, а также проведения процедур, направленных на восстановление платежеспособности организаций. Кроме того, необходим стаж работы в стратегических организациях не менее 5 лет, из них не менее года должна составлять работа на руководящих должностях.

В отношении стратегических организаций, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса, должен быть установлен особый порядок применения процедуры банкротства. Главная цель при этом – избежать остановки производственной деятельности, продажи по частям актива предприятия-должника, входящего в состав ЕПТК. Недопустимо также перепрофилирования такого имущества. К арбитражным управляющим при этом предъявляются особые требования.

Однако некоторые положения законопроекта вызвали сомнения в своей целесообразности.

Так, в качестве одной из мер предотвращения банкротства стратегической организации предусматривается уплата дополнительных взносов в уставной капитал организации. Это признано обеспечить предприятию возможность погашения задолженности по кредитам, если возникнет такая необходимость. К сожалению, нет гарантии, что такой взнос не будет использован в совершенно иных целях. Неясным остаётся вопрос, какую форму будет иметь этот взнос – денежную или имущественную.

Недостаточно разработанным, по мнению депутатов, является положение, касающееся введения внешнего управления стратегической организацией. Необходимым представляется уточнение критериев, по которым определяется виды имущества стратегической организации, включаемые в ЕПТК.

Высказаны мнения и о том, что принятие данного законопроекта снизит число случаев применения процедуры банкротства в отношении стратегических организаций. А это создаст трудности для банков при решении вопросов о выдаче кредитов стратегическим организациям. Ситуацию может осложнить отсутствие государственной гарантии по кредитам для стратегических организаций.

Был также рассмотрен законопроект "О внесении изменений в статьи 28 и 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". А также о признании частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" утратившими силу.

Целью законопроекта является уточнение полномочий регулирующих органов, связанных с проведением в электронной форме закрытых и открытых торгов по реализации активов предприятия-должника. А также определение требований, предъявляемых к электронным площадкам и их операторам при проведении торгов в электронной форме.

Практика проведения торгов в электронной форме становится всё более распространённой, что значительно ускоряет их проведение, при этом финансовые затраты значительно снижаются. Поэтому встал вопрос о регулировании данного процесса на законодательном уровне.


Банкротство ООО

Ликвидация предприятия