Борьба с отмыванием денег

26.02.2011

В 2010 году количество раскрытых преступлений, связанных с отмыванием денег, увеличилось в два раза. Об этом свидетельствуют в Департаменте экономической безопасности МВД России. Однако данное явление продолжает существовать. В 2010 году в России зафиксировано 1300 преступлений, связанных с отмыванием денег.

Частый сценарий совершения подобных преступлений – это открытие фирм-однодневок. Часто создаются целые цепочки таких однодневок. Глава департамента экономической безопасности МВД России Юрий Шалаков рассказал об уголовном деле в Ставрополе, касающимся двух бизнесменов, которые зарегистрировали несколько фирм-однодневок. Другая компания заключила фиктивный контракт на поставку из Гонконга электротехники. Затем по цепочке компаний, которые были зарегистрированы на Британских Виргинских островах и на Кипре, было выведено около 9 млрд. рублей.

2 февраля 2011 года была пресечена деятельность организованной группы «бизнесменов», которые «трудились» в московском регионе. Есть веские подозрения, что ежедневно эти дельцы отмывали свыше 500 млн. рублей. Через цепь фирм-однодневок деньги довольно просто перечислялись на счета индивидуальных предпринимателей, а затем снимались наличными в банкоматах. И такой сценарий, к сожалению, довольно распространён.

В тот же день, 2 февраля 2011 года, в Приморье начался судебный процесс по уголовному делу, связанному с аналогичным преступлением. На сей раз это было мошенничество с госимуществом, не обошлось и без отмывания денег. «Предприниматели» мошенническим способом приобретали права на здания во Владивостоке, которые находились в собственности государства.

11 февраля 2011 года прокуратурой Костромы было передано в суд уголовное дело, касающееся незаконной предпринимательской деятельности генерального директора крупной сети автомобильных заправочных станций (АЗС). Его подозревают в отмывании денег в крупном размере. Следствие выдвинуло версию, что на махинациях, связанных с государственными и муниципальными контрактами он успел заработать около 22 млн. рублей, причём, около 6,8 млн. рублей он успел легализовать.

С конца февраля 2011 года вступает в силу ряд поправок в законодательстве, предусматривающих строгую ответственность для руководителей финансовых организаций за несоблюдение норм по контролю за противоправными действиями в отношении финансов. Однако выявить схему легализации средств по-прежнему достаточно сложно. Преступные группы организуют взаимосвязанные структуры компаний по отмыванию денег. В действиях отдельно взятой компании из подобной структуры ничего подозрительного нет. Построение подобных цепочек – виртуозно отработанный сценарий. И порой доказать что-то бывает практически невозможно. В России три организации следят за соблюдением законодательства, препятствующего легализации преступных доходов. Это Центробанк, Росфинмониторинг и Федеральная служба по финансовым рынкам. За работой банков наблюдает ЦБ, за участниками фондового рынка — ФСФР, а Росфинмониторинг следит за теми организациями, которые не имеют непосредственных регуляторов (например, риэлторы, операторы по приему платежей, ломбарды).

В январе 2011 года был одобрен проект закона по борьбе с фирмами-однодневками. Предстоит его рассмотрение в Госдуме, но против него выступил Следственный комитет России. По мнению комитета, такой закон значительно затруднит работу правоохранительных органов. Документ, каким он является в нынешнем виде, содержит слишком размытые формулировки. Его можно будет применить к любой компании, что может создать почву для произвола.