ПФР на страже страховых выплат

28.04.2009

Мало кто из бухгалтеров не в курсе, что именно и как проверяют пришедшие в компанию налоговые инспекторы: дело это хоть и недобровольное, но уж точно нередкое.

А вот сотрудники Пенсионного фонда России, очутившиеся на пороге компании, могут сбить с толку, особенно новичков. О том, по каким причинам могут пожаловать такие ревизоры, а также что входит в их компетенцию, вы узнаете из этой статьи.

Важно помнить, что у ПФР есть все полномочия на то, чтобы вынудить организацию, на вполне законных основаниях, заплатить штраф или пени, а при необходимости и поспорить с ней в суде. Привести к таким последствиям могут результаты выездной проверки, проведенной инспекторами ПФР. Многие бухгалтеры задаются вопросом, что именно может спровоцировать ревизоров посетить компанию.

Во-первых — непредставление в срок сведений о работниках, во-вторых — неуплата страховых взносов в ПФР. В соответствии со статьей 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи (работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Кроме этого, за работодателем закрепляется обязанность представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Два этих обстоятельства связаны между собой. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетность об уплате страховых взносов и индивидуальные сведения о работниках сдаются один раз в год не позднее 1 марта. Данные, которые направляются в ПФР, необходимо заранее сверить с суммами страховых выплат, перечисленными на счет фонда. Эти сведения необходимы для того, чтобы сотрудники ПФР смогли проверить правильность начисления денежных средств. В процессе такой ревизии и выявляются ошибки, допущенные компанией. Иногда виной таких оплошностей являются сами инспекторы, что, безусловно, можно доказать.  Самая распространенная ошибка при сдаче Персонифицированного учета — это расхождение платежей, то есть когда платежи, отправленные страхователями, не доходят до Пенсионного фонда. Как правило, такое случается из-за ошибок в КБК или статусе плательщика. Также работодатели довольно часто принимают работников, забывая оформить или спросить наличие у них страхового свидетельства. Многие пенсионные фонды не принимают весь отчет, если нет страхового свидетельства хотя бы у одного сотрудника. Территориальные отделения ПФР нередко отказывают гражданам в назначении пенсии или пенсия назначается в меньшем размере: — Принимая подобные решения, ПФР в качестве аргументов приводит следующие обстоятельства: недостаточен страховой стаж ввиду того, что у работника на индивидуальном лицевом счете отсутствуют данные о перечисленных страховых взносах, то есть стоят «нули». Такое может произойти в двух случаях: если работодатель вообще не выплачивает за работника страховые взносы на обязательное пенсионное страхование либо если взносы уплачиваются, но работодатель не выполняет свою другую обязанность — не представляет своевременно сведения в ПФР в соответствии с законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако в связи с кризисом и массовыми увольнениями, как отмечает член Палаты налоговых консультантов России Светлана Рулева, «возможно увеличение количества людей, которым трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Совместная работа В связи с тем, что работодатели порой забывают о своих страховых обязательствах, в прошлом году налоговые органы совместно с ПФР пришли к решению о более тесном взаимодействии друг с другом и тщательном контроле страховых поступлений. Специалисты отмечают, что за последние три года задолженность по страховым выплатам достигла 77,3 миллиарда рублей. В результате и налоговики, и пенсионщики стали интенсивнее проверять организации. Взаимодействие между двумя органами происходит на основании Порядка, который был утвержден совместным распоряжением ПФР и ФНС России от 28 декабря 2006 г. № 282р/231. Согласно пункту 3 статьи 3 данного документа по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов налогоплательщику. В материалах, которые получает ПФР из налоговой, содержатся данные о том, как организация делала страховые исчисления. Если инспекторы выявят здесь нарушения, ПФР может подать в суд на компанию. Впрочем, организация также может обратиться в суд, если, по ее мнению, ПФР неоправданно списал денежные средства с ее текущего счета. Важные моменты

Несмотря на то, что ПФР не обладает всеми полномочиями налоговых служб, ведомство вправе проводить выездные проверки и подвергать анализу документацию компаний. Как правило, такая проверка проходит в несколько этапов. На первом этапе ревизии инспекторы проверяют наличие страховых свидетельств у работников. Для этого у ответственного лица попросят предъявить штатное расписание, списки внештатных работников и работников, нанятых по гражданско-правовым договорам, приказы о приеме на работу и увольнении, а также трудовые и гражданско-правовые договоры с работниками. После того как все эти документы будут подвергнуты тщательному изучению, проверяющие примутся за сведения о выплатах, начисленных застрахованным работникам. К таким сведениям относятся, например, расчетные ведомости, лицевые счета и другие бухгалтерские документы, которые проливают свет на то, как начислялась заработная плата работникам. И, наконец, на последней стадии документальной проверки инспекторами будут рассмотрены данные о трудовом стаже работников. Для этого понадобятся личные карточки сотрудников, трудовые книжки, табели учета рабочего времени и зарплаты, приказы об отпусках, справки о простоях, акты приема-сдачи работ и услуг (по гражданско-правовым договорам), документы, подтверждающие дополнительные показатели занятости во вредных условиях труда. Как можно заметить, работы у инспекторов ПФР хоть отбавляй, поэтому проверка может затянуться на долгий срок, но она не может длиться больше трех месяцев. Финальным аккордом сего действа является акт, который составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем проверяемой организации, главным бухгалтером и представителем ПФР. Если в результате ревизии обнаружатся несущественные ошибки в документах, организации грозит лишь их исправление в течение двух недель. Однако если нарушения окажутся серьезными, фирме придется заплатить штраф, размер которого зависит от характера и «тяжести» нарушения. Например, полная или частичная неуплата страховых взносов влечет за собой штраф в размере от 20 до 40 процентов от суммы, которая подлежит уплате. ПРАВА ПРОВЕРЯЮЩИХ

Сотрудник контрольно-ревизионного управления ПФР во время проверки имеет следующие полномочия:

1) Требовать представления документов, справок и сведений по вопросам, возникшим в ходе проверок.

2) Требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании.

3) Требовать представления страхователями дополнительных сведений.

4) Получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая сведения, составляющие налоговую тайну.

5) Составлять акт документальной проверки.

6) Провдить корректировку индивидуальных сведений, представленных страхователями, и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет.