+7 /495/ 505-50-45
+7 /985/ 083-80-85
8-800-333-02-26
Заказать звонок

Урегулирование спора в претензионном порядке. Возможность использования электронных средств коммуникации в качестве доказательств.

Урегулирование спора в претензионном порядке. Возможность использования электронных средств коммуникации в качестве доказательств.

С 1 июня 2016 г. начал действовать Закон от 02.03.2016 №47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ». Изменения были внесены в ч.5 ст.4 АПК РФ. В соответствии с новыми положениями кодекса, этап урегулирования гражданских споров в претензионном порядке стал обязательным этапом арбитражного процесса. Продолжительность этапа урегулирования спора в досудебном порядке составляет 30 календарных дней с момента направления претензии (если договором или законом не установлены иные сроки). Если стороны в течение данного периода времени не пришли к соглашению, то дело передается в Арбитражный суд.

Исключениями являются:
  • дела о банкротстве;
  • корпоративные споры;
  • дела по защите прав и интересов группы лиц;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • дела об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;
  • споры, связанные с прекращением правовой защиты товарного знака по причине его неиспользования;
  • споры о назначении компенсации за нарушение права на судопроизводство, а также права на исполнение судебного акта в установленные сроки.
В соответствии с новыми правилами (п.8 ч.2 ст.125 и п.7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), заявитель при подаче иска в Арбитражный суд должен приложить к заявлению документы, которые подтверждают, что досудебный порядок был соблюден (за исключением случаев, когда соблюдение претензионного порядка не предусмотрено ФЗ). Урегулирование спора в досудебном порядке предполагает примирительную процедуру, которая заключается в предъявлении претензии и направлении ответа на нее со стороны контрагента. Претензия – это требование заинтересованного лица, направляемое контрагенту с целью урегулирования спора между сторонами посредством применения способа защиты при нарушении предусмотренных законодательством правовых отношений на добровольной основе. Претензия должна быть письменно зафиксирована и содержать конкретные требования (например, требование о расторжении или изменении договора, требования по оплате задолженности или выплате процентов и т.п.). В претензии должны быть обозначены обстоятельства, на основе которых были выдвинуты требования, а также подтверждающие доказательства (в виде ссылок на законодательство). Если претензия подлежит денежной оценке, то в документе должна быть указана сумма и ее расчет. О том, что претензионный порядок был соблюден, истец может предъявить следующие доказательства:
  • копия претензии с отметкой ответчика о том, что документы приняты (если претензия была вручена лично);
  • квитанция с почтового отделения (если документы были отправлены заказным или ценным письмом);
  • выписка из журнала факсимильных сообщений (если документы были отправлены по факсу или телетайпу; выписка должна быть заверена).
Получателем претензии может быть только лицо, уполномоченное принимать корреспонденцию. Выписка с официального сайта Почты России не рассматривается в качестве доказательства. Если документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка, отсутствуют, то исковое заявление не рассматривается Арбитражным судом и возвращается истцу (п.5 ч.1 ст. 129 АПК РФ). Если претензионный порядок соблюден не был (за исключением случаев, когда соблюдение досудебного порядка не предусмотрено федеральным законом), то исковое заявление остается без рассмотрения Арбитражным судом (ч.2 ст. 148 АПК РФ). Время, которое стороны потратили на урегулирование спора в претензионном порядке, не включается в срок исковой давности (ст. 202 ГК РФ).

Электронные доказательства

При заключении договоров с контрагентами в документах следует указывать конкретные механизмы и сроки урегулирования спора в претензионном порядке и иные положения, которые могут упростить данную процедуру. Например, целесообразно включить в договор положения об электронной переписке, SMS и других электронных средствах коммуникации, которые могут быть использованы в качестве доказательств на этапе досудебного урегулирования спора (ст. 160, 434 ГК РФ). Получение или отправка сообщения с электронного ящика самого лица или его сотрудника рассматривается как факт совершения действий самим лицом, пока не доказано обратное (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 №18002/12). Если невозможно достоверно установить факт отправки сообщения с почтового ящика истца или ответчика, т.е. адреса почтовых ящиков не прописаны в договоре, то переписка по e-mail не рассматривается как доказательство. Подлинные сообщения (или их копии), заверенные ЭЦП, принимаются судом в качестве доказательств. При рассмотрении доказательств, подтверждающих соблюдение порядка досудебного урегулирования спора, суд идентифицирует получателя и отправителя сообщений, исследует их полномочия на принятие решений относительно предмета переписки, устанавливает подлинность электронного сообщения. Подтвердить подлинность электронного сообщения можно с помощью заверенного нотариусом протокола осмотра почтового ящика, наличия ЭЦП, а также с помощью результатов компьютерно-технической экспертизы. Все новые изменения в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ были внесены с целью оптимизации арбитражного процесса и снижения нагрузки на судей, а также для того, чтобы стимулировать стороны к активным действиям в процессе поиска способа разрешения спора. Представительство в Арбитражном суде Получение ЭЦП

Комментарии


Свежие записи

© 2007 - 2018 "АККАУНТ" — ликвидация ооо присоединение

()
Москва, м. Таганская, м. Марксисткая, пер. Маяковского, 11, БЦ Маяковский, офисы 702, 119
+7 (495) 505-50-45
rtu@account-sib.ru
Москва, м. Курская, м. Чкаловская, Земляной вал, 9, БЦ Ситидел, офис 4085 см. Справочник юридических и бухгалтерских терминов, определений и сокращений