Урегулирование спора в претензионном порядке. Возможность использования электронных средств коммуникации в качестве доказательств.

20 февраля 2018
admin
Урегулирование спора в претензионном порядке. Возможность использования электронных средств коммуникации в качестве доказательств.

С 1 июня 2016 г. начал действовать Закон от 02.03.2016 №47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ». Изменения были внесены в ч.5 ст.4 АПК РФ. В соответствии с новыми положениями кодекса, этап урегулирования гражданских споров в претензионном порядке стал обязательным этапом арбитражного процесса. Продолжительность этапа урегулирования спора в досудебном порядке составляет 30 календарных дней с момента направления претензии (если договором или законом не установлены иные сроки). Если стороны в течение данного периода времени не пришли к соглашению, то дело передается в Арбитражный суд.

Исключениями являются:
  • дела о банкротстве;
  • корпоративные споры;
  • дела по защите прав и интересов группы лиц;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • дела об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;
  • споры, связанные с прекращением правовой защиты товарного знака по причине его неиспользования;
  • споры о назначении компенсации за нарушение права на судопроизводство, а также права на исполнение судебного акта в установленные сроки.
В соответствии с новыми правилами (п.8 ч.2 ст.125 и п.7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ), заявитель при подаче иска в Арбитражный суд должен приложить к заявлению документы, которые подтверждают, что досудебный порядок был соблюден (за исключением случаев, когда соблюдение претензионного порядка не предусмотрено ФЗ). Урегулирование спора в досудебном порядке предполагает примирительную процедуру, которая заключается в предъявлении претензии и направлении ответа на нее со стороны контрагента. Претензия – это требование заинтересованного лица, направляемое контрагенту с целью урегулирования спора между сторонами посредством применения способа защиты при нарушении предусмотренных законодательством правовых отношений на добровольной основе. Претензия должна быть письменно зафиксирована и содержать конкретные требования (например, требование о расторжении или изменении договора, требования по оплате задолженности или выплате процентов и т.п.). В претензии должны быть обозначены обстоятельства, на основе которых были выдвинуты требования, а также подтверждающие доказательства (в виде ссылок на законодательство). Если претензия подлежит денежной оценке, то в документе должна быть указана сумма и ее расчет. О том, что претензионный порядок был соблюден, истец может предъявить следующие доказательства:
  • копия претензии с отметкой ответчика о том, что документы приняты (если претензия была вручена лично);
  • квитанция с почтового отделения (если документы были отправлены заказным или ценным письмом);
  • выписка из журнала факсимильных сообщений (если документы были отправлены по факсу или телетайпу; выписка должна быть заверена).
Получателем претензии может быть только лицо, уполномоченное принимать корреспонденцию. Выписка с официального сайта Почты России не рассматривается в качестве доказательства. Если документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка, отсутствуют, то исковое заявление не рассматривается Арбитражным судом и возвращается истцу (п.5 ч.1 ст. 129 АПК РФ). Если претензионный порядок соблюден не был (за исключением случаев, когда соблюдение досудебного порядка не предусмотрено федеральным законом), то исковое заявление остается без рассмотрения Арбитражным судом (ч.2 ст. 148 АПК РФ). Время, которое стороны потратили на урегулирование спора в претензионном порядке, не включается в срок исковой давности (ст. 202 ГК РФ).

Электронные доказательства

При заключении договоров с контрагентами в документах следует указывать конкретные механизмы и сроки урегулирования спора в претензионном порядке и иные положения, которые могут упростить данную процедуру. Например, целесообразно включить в договор положения об электронной переписке, SMS и других электронных средствах коммуникации, которые могут быть использованы в качестве доказательств на этапе досудебного урегулирования спора (ст. 160, 434 ГК РФ). Получение или отправка сообщения с электронного ящика самого лица или его сотрудника рассматривается как факт совершения действий самим лицом, пока не доказано обратное (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 №18002/12). Если невозможно достоверно установить факт отправки сообщения с почтового ящика истца или ответчика, т.е. адреса почтовых ящиков не прописаны в договоре, то переписка по e-mail не рассматривается как доказательство. Подлинные сообщения (или их копии), заверенные ЭЦП, принимаются судом в качестве доказательств. При рассмотрении доказательств, подтверждающих соблюдение порядка досудебного урегулирования спора, суд идентифицирует получателя и отправителя сообщений, исследует их полномочия на принятие решений относительно предмета переписки, устанавливает подлинность электронного сообщения. Подтвердить подлинность электронного сообщения можно с помощью заверенного нотариусом протокола осмотра почтового ящика, наличия ЭЦП, а также с помощью результатов компьютерно-технической экспертизы. Все новые изменения в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ были внесены с целью оптимизации арбитражного процесса и снижения нагрузки на судей, а также для того, чтобы стимулировать стороны к активным действиям в процессе поиска способа разрешения спора. Представительство в Арбитражном суде Получение ЭЦП
Добавить в закладки постоянную ссылку

Интересные статьи

1 января 2024
Банкротство через МФЦ - последние изменения

С 1 августа 2023 года снижен порог задолженности, начиная с которой гражданин может обратиться за списанием долгов в МФЦ. Теперь он составляет 25 000 рублей, максимальный порог – 1 000 000 рублей.

13 ноября 2023
Особенности банкротства военнослужащих

Любой гражданин, включая военнослужащих, с просроченными задолженностями, имеет возможность пройти процедуру банкротства и легально снизить свои долги.

19 июля 2023
Отмена ликвидации ООО

Отмена ликвидации — это меры, направленные на прекращение, либо приостановку ликвидационного процесса.

15 июня 2023
ликвидация ООО

Пошаговая инструкция: Как осуществить ликвидацию ООО с нулевым балансом без лишних затрат и трудностей!

21 марта 2023
Регистрация ООО: пошаговая инструкция

Необходимость регистрировать Общество может возникнуть в разных случаях. Например, когда лица планируют нач...

21 марта 2023
Регистрация ИП

В наше время тенденция открывать свое дело является довольн...

6 февраля 2023
Субсидиарная ответственность ― кому грозит, за что бывает и как защититься

Субсидиарная ответственность. Чем грозит, как появляется и кто может подать заявление. Как защититься? Об этом читайте в нашей статье.

17 мая 2021
Изменения в законе о банкротстве

Новые изменения в законе о банкротстве. Будет ли банкротство использоваться как институт ликвидации компаний с долгами.

10 мая 2021
Банкротство через МФЦ

Как проходит процедура внесудебного банкротства? Кто и как может к ней обратиться?

17 апреля 2021
Недостоверность юридического адреса

Как избавиться от записи о недостоверности юридического адреса

22 марта 2021
Взыскание упущенной выгоды

Упущенная выгода является разновидностью убытков. Это доходы, не полученные истцом по вине ответчика. Пон...

19 марта 2021
Подготовка годового отчета АО

Годовой отчет АО подается наряду с налоговой, финансовой и статистической отчетностью. Документ включает...

18 марта 2021
Как подготовить ходатайство об ознакомлении с материалами дела?

Организация принимает участие в судебном процессе. По закону компания вправе ознакомиться с подробностя...

16 марта 2021
Основные этапы подготовки и проведения общего собрания акционеров

С 7 марта 2021 г. годовое общее собрание владельцев акций можно проводить дистанционно. Собрание – это...

1 марта 2021
Процедура продажи доли в ООО в 2021 г.

Участник общества намерен продать свою долю в бизнесе. Перед сделкой необходимо проверить наличие ограни...

26 февраля 2021
Разработка устава общества

В 2021 г. за основу устава компании можно взять один из 36 типовых образцов. В 2015 г. закон дополнили положениям...

25 февраля 2021
Как внести новые положения в устав ООО в 2021 г.?

Вносить поправки в устав юрлица требуется в разных случаях. Например, чтобы привести учредительный докум...

20 февраля 2021
Как составить промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) в 2021 году?

Баланс составляется при ликвидации предприятия. Процедура закрытия юридического лица состоит из нескол...

19 февраля 2021
Порядок проведения выездной налогового аудита в 2021 году

­Согласно положениям НК РФ, выездная проверка является одним из способов проверки деятельности юрлица со...

16 февраля 2021
Виды реорганизации юрлиц и этапы процедуры

При расформировании юридического лица или его объединении с другой организацией проводится реорганизац...

Комментарии

нет комментариев