Вывод активов банкрота

ВС РФ не допустил вывода активов банкрота посредством цепочки совершенных сделок.


Арбитражный управляющий оспорил цепочку сделок, в результате совершения которых из конкурсной массы было выведено единственное ликвидное имущество банкрота.

Суд рассматривал дело, в котором должник продал гражданину недвижимость. Вместо оплаты по договору было подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым покупатель взял на себя обязательства по погашению за продавца кредита в банке. Гражданин исполнил свои обязательства.

После этого покупатель передал приобретенную у банкрота недвижимость супруге в рамках процедуры раздела совместно нажитого имущества при разводе. Супруга покупателя внесла недвижимость в ООО в качестве уставного капитала.

Когда первичный владелец недвижимого имущества был признан банкротом, его управляющий подал в суд заявление об оспаривании цепочки сделок, связанных с продажей имущества должника. Управляющий настаивал на признании сделок недействительными. В качестве аргумента был приведен тот факт, что в результате заключения договоров в конкурсной массе не осталось активов, а единственное ликвидное имущество должника было выведено.

Суд I инстанции, апелляция и кассация не нашли в совершенных сделках признаков нарушения законодательства. Дело дошло до высшей инстанции.

Коллегия по экономическим спорам указала на связь участников сделок между собой, на основании которой можно сделать вывод о наличии общего интереса. Имущество было выведено накануне процедуры банкротства. Стоимость недвижимости при продаже отличалась от рыночной. Все постановления нижестоящих судов были отменены. (Определение Судебной коллегии ВС РФ №308-ЭС18-14832 от 28 декабря 2020 г.).


Банкротство ООО