Обсуждение нового законопроекта о финансовом банкротстве

27.04.2011

 Публикация нового законопроекта, разрешающего признание банкротства физических лиц

Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало законопроект, который предусматривает возможность признания финансового банкротства физических лиц. Этот законопроект вызвал достаточно неоднозначную реакцию. Сейчас идёт его широкое обсуждение, в ходе которого высказываются различные мнения, зачастую противоречивые.

Идея законопроекта не нова. Более того, за последние несколько лет Министерством уже был издан ряд законопроектов, которые касались данного вопроса. Эти законопроекты мало чем отличались между собой.  7 апреля 2011 года  была утверждена и опубликована на сайте Министерства экономического развития самая новая редакция данного проекта закона. Предыдущая редакция данного законопроекта была подписана в сентябре 2009 года.

  Чем принятие закона обернётся для кредиторов и должников?

Когда будет окончательно принят закон? Чем его принятие обернётся для кредиторов, должников и коллекторов? Эти вопросы сейчас волнуют многих, особенно представителей коллекторских организаций, чьей задачей является взыскивание просроченных дебиторских долгов и работа с проблемными задолженностями.

Реакция представителей коллекторского сообщества была особенно неоднозначной. С одной стороны, нельзя не приветствовать введение урегулирования на законодательном уровне взаимоотношений между должниками и кредиторами. С другой стороны, принятие закона, допускающего признание финансового банкротства физических лиц,  не может не сказаться как на работе коллекторских агентств, так и на взаимоотношениях между кредиторами и должниками. Не исключено возникновение новых проблем, связанных с взысканием долгов с физических лиц. Какую роль при этом будут играть коллекторские организации и что вообще станет с коллекторским бизнесом? В каких случаях придётся либо полностью, либо частично погасить долги по кредитам?

Необходимость создания дополнительных судебных участков

Многие вопросы возникают оттого, что в самом законопроекте крайне неоднозначно представлены сами механизмы проведения процедуры банкротства. Весьма туманно говорится о необходимости вложения средств в развитие системы арбитражных судов, что на сегодняшний день является весьма важной проблемой. Дело в том, что в настоящее время арбитражные суды функционируют исключительно в крупных городах. Становится очевидным, что для того, чтобы гражданин мог признать своё финансовое банкротство, должны существовать система соответствующих организаций, и не только в крупных городах. Но пока таких организаций, куда можно было бы обратиться касательно вопроса признания финансового банкротства, в том числе физических лиц, достаточно мало. На создание системы дополнительных судебных участков необходимы очень серьёзные финансовые вложения. Запланированы ли такие инвестиции в бюджете – в данный момент это неизвестно.

Процедура банкротства в свете нового законопроекта

 Законопроект достаточно чётко прописал стадии проведения процедуры банкротства физического лица и то, какую роль играет при этом исполнительное производство. Общее правило, действующее при этом - все взыскания с должника приостанавливаются в тот момент, когда открывается конкурсное производство. После начала конкурсного производства разрабатывается и утверждается план погашения долгов.

Однако есть исключения, в соответствии с которыми даже после введения конкурсного производства продолжается взыскание долгов. Это долги, связанные с возмещением ущерба, причиненного жизни и здоровью, а также компенсацией морального ущерба. Требования уплаты задолженностей по заработной плате и выплаты выходных пособий также не отменяются с введением конкурсного производства. Сюда же относятся выплаты авторских вознаграждений, компенсации ущерба, причинённого имуществу, а также взыскание алиментов.

Условия, при которых должник имеет право заключать сделки

 В предыдущих редакциях данного законопроекта не был указаний относительно порядка сделок, осуществляемых должником. Последняя редакция дополнена этими уточнениями. Так, согласно новому законопроекту, во время процедуры банкротства должник имеет право совершать сделки только с согласия финансового управляющего. Причём, это согласие должно быть зафиксировано в письменном виде.

Если требования кредиторов остались неудовлетворёнными

Другое дополнение, включённое в законопроект, связано с теми требованиями кредиторов, которые остались неудовлетворёнными после завершения конкурсного производства. Если требования кредиторов о погашении долгов не были выполнены, то по окончании конкурсного производства Арбитражный суд выдаёт кредиторам исполнительные листы. С исполнительным листом кредитор имеет право напрямую обратиться в Службу судебных приставов.

Возможно, что такое дополнение внесено не без учёта интересов представителей коллекторских организаций и кредиторов. Однако при внимательном изучении законопроекта можно обнаружить некоторые несоответствия и несостыковки с другими положениями законодательства. Особенно очевидно явное противоречие с самой системой проведения процедуры банкротства, в том числе физического лица.

Выдача кредитов под залог

Законопроект предусматривает возможность обеспечения кредитов залогом Такое право существовало и ранее, оставлено оно и в последней редакции законопроекте.  К сожалению, закон о банкротстве физических лиц вряд ли сделает какое-либо исключение для должников, скажем, по ипотечным кредитам. Впрочем, закон может помочь хроническим должникам, которые, имея уже многочисленные кредиты, продолжают брать новые, чтобы рассчитаться со старыми. Клубок запутывается, и распутать его становиться всё труднее и труднее. Возможно, с помощью нового закона будет проще найти выход из нелёгкой ситуации.

Отсрочка для должника при выплате вознаграждения конкурсному управляющему

В последнюю редакцию законопроекта введено положение об отсрочке для должников, которая может помочь выплатить необходимую сумму денег в качестве вознаграждения для конкурсного управляющего за проведённую работу. Такое дополнение представляется немаловажным. Раньше, когда в законе не было статьи об отсрочке при выплате вознаграждения, возникали вполне резонные вопросы: откуда у физического лица, потерпевшего финансовое банкротство, могут быть средства на вознаграждение, причём весьма немалые?  Известно, что при проведении процедуры банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается фиксированная сумма вознаграждения конкурсного управляющего. Эта сумма может достигать 30 тысяч рублей в месяц, а если прибавить ещё и проценты, то сумма получается внушительная.

Дальнейшие права должника, потерпевшего финансовое банкротство

Небезынтересно отметить появление в последней редакции законопроекта уточнения, касающегося дальнейших прав должника, потерпевшего финансовое банкротство. Должник в течение 5 лет с момента введения в отношении него процедуры банкротства, не имеет права брать на себя обязательства по договорам о кредитах или договорам займа, не сообщив об имевшем месте факте своего финансового банкротства.

Многих беспокоит то, что в новом законе мошенники могут найти лазейки. К сожалению, существует немало таких «бизнесменов», которые получают многочисленные кредиты, и ничем, по сути, реально не владеют.  Конечно, всё предусмотреть невозможно, однако многие положения нового закона могли бы реально помочь тем, кто оказался в тяжёлой финансовой ситуации. И немаловажен тот факт, что может стать возможным признание финансового банкротства физического лица. Это может повысить деловую активность граждан.


Банкротство ООО

Ликвидация предприятия