Ответственность за преднамеренное банкротство

20.02.2011

Собственников, преднамеренно приведших банки к банкротству, Банк России намерен отстранять от банковского бизнеса. Однако, помимо собственников, отстранению будут подлежать также продавцы впоследствии обанкротившихся банков. Но это будет возможно в том случае, если будет доказано их участие в криминальной деятельности, касающейся преднамеренного банкротства. Продавец, который получал оплату за банк выведенными из него же деньгами, быть банкиром не имеет права.

Поправки к закону "О банках и банковской деятельности" сейчас находятся в финальной стадии согласования. В настоящий момент эти поправки обсуждаются на ежегодной встрече руководства ЦБ с банкирами.

Цель данных поправок - дать ЦБ право запрещать лицам с сомнительной деловой репутацией создавать банки или приобретать более 10-процентной доли в них. Кроме того, необходимо законное основание для отстранения подобных собственников от управления банком. Однако возникает вопрос: как определить, что деловая репутация тех или иных лиц сомнительна? Каковы критерии этой сомнительности?

Прежде всего, это факт привлечения к судебной ответственности за преднамеренное банкротство компании или нанесения ей ущерба. Согласно новой трактовке законопроекта, права на ведение бизнеса, связанного с банковской деятельностью, могут лишиться не только собственники банков, по вине которых произошло криминальное банкротство компании. Права на ведение банковского бизнеса могут лишиться также и прежние владельцы при условии, если будет доказана их причастность к банкротству банков, даже уже не принадлежащих им. Ответственность за банкротство лежит на прежних владельцах и в том случае, если они продавали банк, зная, в каком состоянии он находится.

Поправки к законодательству, касающиеся вопросов деловой репутации собственников банков, рассматриваются уже не один год. Но такая трактовка прозвучала впервые.

По данным ЦБ и АСВ, криминальными являются 80% всех банкротств, связанных с банками. Однако уголовных дел по факту преднамеренных банкротств банков практически нет. Вот почему не приходится ожидать массовых запретов на покупку и продажу банков. Однако для многих владельцев банков принятие поправок, возможно, послужит предостережением.

В конце 2010 года лишились лицензий предыдущие владельцы пяти банков из так называемой «группы Матвея Урина». Однако данное уголовное дело является скорее исключением, чем правилом. В случае принятия поправок, риск утратить доступ на банковский рынок может подстерегать, например, бывшего владельца Славянского банка Сергея Родионова, обладателя крупнейшего актива в группе Урина.

Правда, весьма непросто будет осуществить на практике свою идею Центробанку. Очень непросто вынести обвинительный приговор по делу о преднамеренном банкротстве не только нынешним, но и бывшим собственникам. Сложность создаёт отношение правоохранительных органов к такого рода делам. Раскрыть такие дела сложно. Следствию выгоднее и проще вынести обвинительный приговор тому, чью вину проще доказать.

ЦБ и АСВ как представители государства имеют возможность дать ход таким делам и привести доказательства взаимосвязи между способом продажи банка и его последующим банкротством. Так считает конкурсный управляющий банка "Диалог-Оптим" Андрей Сергеев. Кроме того, он считает отстранение от банковского бизнеса очень мягким наказанием. Заработать на продаже банка в расчёте на его дальнейшее банкротства — это явное мошенничество.

Необходимо очень четко зафиксировать в законе критерии запрета на банковский бизнес, иначе может быть создана подходящая почва для произвола. Об этом предупреждает адвокат Дмитрий Аграновский.


Банкротство ООО

Ликвидация предприятия