При проведении проверки инспектор имеет право производить выемку документов, если есть основания полагать, что затребованные документы могут быть уничтожены, заменены, сокрыты или изменены. Процесс проведения выемки документов и предметов регулируется ст. 94 НК РФ.
Основания выемки документов
Основанием для выемки документов является Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов, подписанного инспектором, осуществляющим проверку и руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (Приложение № 19 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).
Постановление о производстве выемки документов также должно содержать:
- дату составления;
- ФИО, должность инспектора, который его вынес и наименование налогового органа;
- полное наименование организации, где будет производится выемка документов;
- основания для проведения выемки документов;
- реквизиты и наименование документов, подлежащих изъятию (необязательно указание конкретного перечня документов);
- дата, ФИО, подпись лица, получившего постановления от имени организации.
При несоблюдении данных требований Постановление может быть признано недействительным в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 14.09.2009 № Ф04-5552/2009(19563-А27-49)).
В налоговом кодексе установлена обязанность налоговых органов обосновывать и мотивировать причины производства выемки документов, должны быть указаны конкретные обстоятельства и факты, свидетельствующие о намерении налогоплательщика скрыть или уничтожить документы. Формальное обоснование причин выемки документов признается судами недостаточным основанием и является основанием для признания Постановления о выемке документов незаконным.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.04.2011 № 18120/10 указал лишь одно основание для выемки документов, при котором налоговый орган не обязан доказывать свое право на её проведение – это проведение экспертизы.
Постановление о проведении выемки документов может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и в суде. Соблюдение досудебного порядка обязательно.
Процесс выемки документов
Выемка документов и предметов проводится строго в присутствии ответственных лиц организации или их представителей. Незаконно проведение выемки документов и предметов, если организация не была уведомлена и при проведении выемки отсутствуют сотрудники организации. Также не допускается проведение выемки документов в ночное время (с 22 до 6 часов).
До начала проведения выемки документов и предметов сотрудники инспекции обязаны предъявить Постановление о производстве выемки и рассказать присутствующим их права и обязанности при проведении выемки.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 94 и п. 2 ст. 98 НК РФ обязательным является присутствие хотя бы 2-х понятых при проведении выемки документов и предметов. Сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут, а вот сотрудникам организации не запрещено быть понятыми (Постановление ФАС МО от 18.07.2003 № КА-А40/4842-03).
После вручения Постановления о проведении выемки документов и предметов организации инспектор обязан предложить выдать документы и предметы добровольно.
В случае отказа от добровольной выдачи документов, инспектор вправе произвести выемку документов в принудительном порядке. При этом инспектор имеет право вскрывать помещения и иные места, где могут находится документы.
По окончании процедуры выемки документов и предметов составляется протокол (Приложение № 20 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).
Протокол о производстве выемки документов и предметов
Протокол о выемке документов и предметов должен соответствовать требованиям ст. 99 НК РФ, в нем должны быть указаны:
- дата и место составления;
- время начала и окончания выемки;
- ФИО и должность инспектора, составившего протокол;
- сведения об участвовавших лицах;
- сведения об изъятых документах;
- подробное описание результатов выемки документов.
Сведения об изъятых документах
В протоколе о производстве выемки или описи к нему должны быть перечислены все документы, изъятые в ходе проведения выемки. Должно быть указано точное наименование документов и их количество. Изымаемые документы должны быть представлены понятым и другим участникам выемки.
Отсутствие описи изъятых документов является основанием для признания выемки незаконной (Постановление ФАС УО от 08.05.2013 № Ф09-3634/13).
Если изымаются оригиналы документов, инспектор обязан предоставить организации копии данных документов, заверенные налоговым органом. Если заверить копии на месте проведения выемки невозможно, копии должны быть предоставлены организации в течение 5 рабочих дней после проведения выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью организации. В случае отказа организации от подписания и скрепления печатью изымаемых документов, в протоколе об этом делается отметка.
После составления протокола с ним знакомят всех участвующих в выемке лиц. Копию протокола под роспись вручается ответственным лицам организации или их представителю. Если вручить копию протокола лично невозможно, она отправляется по почте на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.
Для возврата изъятых в ходе выемки документов в инспекцию, проводившую выемку документов, необходимо направить письмо с просьбой вернуть оригиналы, так как Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих инспектора возвращать изъятые в ходе выемки документы.