Почему при оценке ущерба необходима именно независимая автоэкспертиза?

Всегда ли при оценке ущерба можно полагаться на экспертную организацию при своей страховой компании, или целесообразнее провести независимую автоэкспертизу?

Дорожно-транспортные происшествия, к сожалению, не являются редкостью. Причин для этого много. Даже если водитель является настоящим мастером своего дела и имеет большой опыт, то всё равно это не гарантирует полной безопасности движения. А сколько есть водителей, которым мастерства, мягко говоря, недостаёт? И все ли водители тщательно соблюдают правила дорожного движения? Если прибавить к этому возможные дефекты на дороге, частое отсутствие дорожных знаков и многие другие факторы, то становится ясно, почему дорожно-транспортное происшествие может произойти почти что с каждым. И что же делать, если оно вдруг произошло? Как правильно организовать автоэкспертизу, чтобы получить объективную оценку ущерба? Для чего нужна именно независимая автоэкспертиза?

Одно из первых действий, которые необходимо предпринять после ДТП – это провести оценку ущерба, нанесенного транспортному средству в результате аварии. Зачастую автовладельцы полагаются на экспертную организацию при своей страховой компании, полностью доверяя ей оценку ущерба. Но тут их иногда поджидает неприятный сюрприз: дело в том, что очень часто выплаты, осуществляемые в соответствии с полисом ОСАГО, не являются адекватными нанесённому ущербу, и на ремонт полученных денег хватает далеко не всегда.

Следует помнить, что страховая компания – это, прежде всего, коммерческая организация, главной задачей которой является получение прибыли. При таком положении дел становится понятно, почему в подобных организациях заинтересованы в снижении суммы выплаты по страхованию, а иногда и сведении этой суммы к минимуму. И если организации, проводящие автоэкспертизу, действуют от лица страховых компаний, то в таком случае они стараются свести к минимуму оценку ущерба, причиненного транспортному средству. Объективный расчёт оценки ущерба можно получить от них далеко не всегда.

Вот почему оценка ущерба, причинённого автомобилю в результате ДТП, должна осуществляться той организацией, которая проводит независимую автоэкспертизу. Когда организация не представляет интересы какой-либо страховой компании, то становится возможным провести максимально объективную оценку ущерба.

 Согласно ст.12 закона об ОСАГО, оценка ущерба, причинённого автомобилю в результате ДТП, может проводиться экспертной компанией по выбору клиента (который является потерпевшим). Компания, специализирующаяся на проведении независимой автоэкспертизы, устанавливает перечень необходимых работ, проведение которых является необходимым для восстановления автомобиля, пострадавшего в ДТП. Кроме того, рассчитывается сумма, в которую обойдётся проведения ремонтных работ, а также приобретение необходимых запасных частей и прочих материалов.

Оценка ущерба после ДТП состоит из нескольких этапов:

- подача в страховую компанию документов, подтверждающих сам факт наступления страхового случая, в частности, ДТП;

- следующий этап – это уведомление страховой компании и виновника аварии, повлекшей за собой ущерб, о времени и месте проведения автоэкспертизы; это необходимо сделать не позднее, чем за три рабочих дня до назначенной даты проведения автоэкспертизы;

- организация осмотра повреждённого автомобиля и проведение автоэкспертизы.

В случае, когда нет возможности доставить автомобиль к офису, где планируется проведение автоэкспертизы, необходимо заранее договориться с экспертом. В этом случае возможен выезд эксперта на место стоянки поврежденного автомобиля.

Более сложная задача стоит перед автоэкспертами, когда предстоит оценка ущерба автомобиля, получившего в результате аварии серьезные повреждения. Если автомобиль получил серьезные повреждения или в аварии было более двух участников, то в таком случае оценка ущерба имеет немало особенностей и нюансов. Без сомнения, в такой ситуации возникает острая необходимость в проведении независимой автоэкспертизы. После проведения автоэкспертизы эксперт должен составить отчёт. Пострадавший имеет право обратиться в суд с требованием компенсации ущерба с виновника аварии, но сделать это может исключительно на основании заверенной копии отчета, составленного экспертом. Причём, пострадавший может требовать выплаты компенсации вне зависимости от той суммы, которую ему выплатили в страховой компании.

Непростая задача – это оценка ущерба для виновника ДТП. И в таком случае необходимо проведение независимой автоэкспертизы с последующим составлением отчёта. Установление самого факта виновности возможно при осмотре внешней части автомобиля, а также на основе фотографий повреждений и местности, где произошла авария.

Исходя из результатов оценки ущерба повреждённого автомобиля, проводится расчёт необходимой суммы. Денежная компенсация включает в себя средства, необходимые для проведения ремонта автомобиля, оплаты комплектующих (их перечень определяется заранее) и самих работ по восстановлению повреждённого автомобиля. Вот почему столь важным является проведение независимой автоэкспертизы автомобилей после ДТП.  Выводы, сделанные независимой автоэкспертизой с целью оценки ущерба, причинённого транспортному средству в результате ДТП, являются основанием для определения суммы компенсации, подлежащей выплате пострадавшей стороне.  

Заключение эксперта, проводившего независимую автоэкспертизу, становится тем основанием, на котором строится договорённость между участниками ДТП. Стороны-участники принимают решение о порядке предоставления компенсации: будет ли это судебное рассмотрение вопроса или же возможна иная договорённость.  

Главный документ, свидетельствующий о проведении независимой автоэкспертизы автомобиля после аварии, - это акт осмотра транспортного средства, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства. Акт осмотра, составленный после проведения независимой автоэкспертизы, является основным документом. Именно на основании данного акта проводится расчёт размера компенсации материального ущерба. Вот почему акт осмотра должен содержать в себе исключительно объективную и достоверную информацию, касающуюся технического состояния автомобиля и тех повреждений, которые были получены в результате аварии.

Акт осмотра транспортного средства при проведении независимой автоэкспертизы по оценке ущерба, как правило, включает в себя два раздела. 

Первый раздел отображает общую информацию, основой для которой служат предоставленные регистрационные документы. Обязательным является указание следующих данных:

- реквизитов той компании, специалисты которой проводили независимую автоэкспертизу автомобиля после аварии;

- даты проведения независимой автоэкспертизы повреждённого транспортного средства;

- необходимо также указание времени, затраченного на проведение независимой автоэкспертизы;

- важным является указание модели и модификации автомобиля, года его выпуска, а также сведений о пробеге;

- обязательно указание идентификационного номера автомобиля;

- указание данных о номере и модели двигателя;

- точное указание государственного регистрационного номер автомобиля;

- указание номера документа, например, свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства, технического паспорта или другого документа, обладающего аналогичной законной силой;

- сведения о точной дате получения документа на автомобиль и его регистрационном номере;

- указание цвета лакокрасочного покрытия кузова автомобиля;

- и, наконец, указание данных о самом автовладельце или о лице, представляющем его интересы.

Второй раздел содержит в себе те выводы, которые были сделаны на основе осмотра автомобиля, проведённого в ходе независимой автоэкспертизы. Этот раздел должен включать в себя следующие сведения:

- общее описание автомобиля, оценку его технического состояния;

- сведения о месте и условиях проведения независимой автоэкспертизы транспортного средства после ДТП;

- подробное описание повреждений, полученных в результате аварии; к данному описанию прилагается перечень деталей, подлежащих ремонту либо полной замене;

- рекомендации, касающиеся объема предстоящих ремонтных работ, которые необходимы для восстановления автомобиля;

- список тех элементов транспортного средства, которые не входят в состав базовой комплектации, однако существенно влияют на рыночную стоимость транспортного средства и, соответственно, на стоимость его ремонта;

- сведения о наличии таких повреждений транспортного средства, которые не связаны с рассматриваемой аварией, а являются, скорее всего, результатом неправильной эксплуатации автомобиля либо его износа;

- подробное описание скрытых дефектов, которые могут быть обнаружены в процессе проведения ремонта.

Главная задача, которая стоит перед независимым автоэкспертом, занимающимся проведением оценки ущерба после ДТП, - это тщательный осмотр как внешней, так и внутренней части транспортного средства с целью максимального выявления поврежденных частей. В зависимости от характера повреждений, полученных автомобилем в результате аварии, и условий, при которых проводится автоэкспертиза, применяются соответствующие методики и технические средства.

Для составления экспертного заключения и проведения оценки ущерба, нанесённого автомобилю, автоэксперту необходимо подробным образом составить описание степени повреждения каждой из частей автомобиля. В первую очередь анализируются внешние повреждения, которые заметны невооруженным глазом: это могут быть и вмятины на кузове, и царапины и прочее. Задачей второго этапа независимой автоэкспертизы транспортного средства после аварии является выявление внутренних дефектов автомобиля. С этой целью повреждённое транспортное средство направляется на специализированное СТО для проведения демонтажных работ в целях проведения дополнительного осмотра.

После того, как независимая автоэкспертиза автомобиля завершена, присутствовавшие при автоэкспертизе получают акт, составленный автоэкспертом, в котором содержится подробное описание технических параметров автомобиля и подробный перечень полученных в результате аварии повреждений, а также прочих дефектов и неисправностей, выявленных в ходе автоэкспертизы. Присутствовавшие при автоэкспертизе изучают составленный экспертом акт. Они имеют право высказывать объективные замечания, касающиеся составленного акта, а также требовать внесения коррективов в составленный акт, если эти корректировки являются обоснованными. После составления окончательной редакции акта осмотра, он подписывается специалистом, отвечающим за автоэкспертизу транспортного средства, заказчиком проведения оценки ущерба автомобиля, а также представителями страховой компании и другими заинтересованными лицами.

  Стоит также упомянуть о том, как составляется калькуляция при проведении независимой автоэкспертизы с целью оценки ущерба. Оценка ущерба, причинённого транспортному средству в результате аварии, а также определение стоимости ремонтных работ основывается на следующих данных:

- на объеме работы, необходимой для устранения аварийных повреждений автомобиля, определенных при осмотре транспортного средства в процессе автоэкспертизы;

- на затратах времени, которые потребовались при проведении ремонтных работ и на стоимости каждого нормо-часа;

- на стоимости нормо-часа, определённой для каждого из видов работ;

- на рыночной стоимости запасных частей и других расходных материалов, которые необходимы для восстановительного ремонта транспортного средства.  

 Калькуляция составляется на основе результатов проведённой независимой автоэкспертизы. Калькуляция, составляемая на расходы, связанные с проведением ремонтных работ, состоит из нескольких подразделов. Первый подраздел калькуляции содержит данные о владельце транспортного средства, а также технических параметрах того автомобиля, для которого проводилась оценка ущерба. Последующие подразделы калькуляции связаны с различными этапами ремонтных работ. В них, в-основном, содержится перечень материалов и запасных частей, которые были необходимы в ходе проведения ремонта. Общая стоимость восстановительного ремонта складывается из затрат на запасные части, материалы и стоимости проведения самой работы по ремонту транспортного средства.